Маниакальный Бобер (bober_maniac) wrote,
Маниакальный Бобер
bober_maniac

Творческие мифы

Я достаточно много пишу на музыкальные и околомузыкальные темы, однако получается так, что те вопросы, которые поднимаются в моем уютненьком дневничке, могут с легкостью экстраполироваться на всю окружающую действительность. Так получается и сейчас.

Творчество - штука страшная, хотя бы потому, что никто до конца не понимает - что же оно такое на самом деле, чем вызывается, как работает и почему вообще есть. Я для себя нашел простой удовлетворяющий меня ответ (Бог создал человека по образу и подобию своему, т.е. обладающего творческими способностями, способностью к созиданию), однако навязывать его никому не собираюсь - тем более, что ответ целиком транцендентный, а значит, неверифицируемый.

К сожалению, божественная способность к творчеству, стала для многих людей настоящим адом. Человек - существо социальное, и постоянно ищет признания в социуме. В том числе, и через творчество.

С творчеством связан набор характерных мифов, очень популярных среди малолетних долбоебов, жителей страны эльфов и прочих дегенератов с отсутствием мозга.

Миф первый: творчество нельзя критиковать.
Обычно это обосновывается тем, что творческий порыв - зачастую неконтролируемый, а значит "что вылезло, то вылезло". Таким людям обычно советуют смывать за собой то, что из них вылезло, дабы не пахло и вид не портило.
Собственное творчество можно и нужно постоянно править. По мере собственного роста, изменяется восприятие, взор становится более острым, а значит - ты видишь ошибки в тех местах, где до этого их не видел. Если ты не видишь ошибок - покажи товарищу, который в этом разбирается лучше тебя (а такой всегда есть), пусть он оценит. Прислушивайся к мнениям других, если ты планируешь открыть свое творчество для мира. Тоннами изливать из себя говно можно - но тогда смывай. Пиши в стол, не показывай никому то, что ты пишешь, и никто тебя не будет трогать. Однако, как только продукт творчества обнародован - все, он доступен для критики, и ты этого уже не изменишь. Запрещают критиковать собственное творчество только клинические долбоебы, которые воспитывались долбоебами-родителями.
Однако, этот случай экстремальный - а значит, таких мало. Куда чаще встречаются люди, которые считают немного по-другому.

Миф второй: если не можешь похвалить - не говори ничего.
Обычно это выражается в том, что человек говорит что-то вроде "нельзя говорить, что это говно - нужно говорить, что мол мне не нравится". Это неверно в корне. Конечно, самолюбие - это очень хорошая вещь, но иногда стоит посмотреть правде в глаза, и понять - да, действительно, я написал говно. Говенную песню, говенный рассказ, говенный рисунок. Его не надо править - он сам по себе говно, а потому его надо взять, и смыть. Забыть про него.
Психологически, механизм довольно простой. Отбрасывая заявления типа "это - говно", творец получает огромное поле комментариев, состоящих их похвалы на 100%. То есть он как бы абстрагируется от недовольных, и поэтому считает, что его творчество всем нравится. Что-то типа "это не я говно пишу, это у них просто вкус другой, потому им не нравится". Очень удобная защита, однако, полностью убивающая возможность дальнейшего развития творческих способностей, ведь зачем делать лучше, когда и так все пиздато?

Миф третий: чем больше ты изучаешь чужого творчества - тем лучше становится твое собственное.
Ах, если бы - я бы уже был гениальным прозаиком, музыкантом и художником. Но увы, для того, чтобы научиться рисовать хорошие картины - надо рисовать, рисовать, рисовать. Для того, чтобы писать пиздатую музыку - надо писать, писать, писать. Чем больше ты пишешь сам - тем выше становится твой собственный уровень.
Конечно, никто не мешает тебе искать в чужом творчестве интересные идеи, но тут ситуация аналогична любым другим заимствованиям - интересная идея, выдернутая из плодородного контекста (то есть оторванная от творца, который ее породил) перестает развиваться и становится вещью в себе. Невозможно просто спереть у другого человека идею и развить ее - ты не сможешь воспринять ее полностью, так как у тебя нет того комплекса связей, которые имел человек, создавший данную идею. Если не верите - попробуйте объяснить первокласнику, как интегрировать. Чисто механически, забив в него таблицы, объяснив правила, вы можете научить его интегрировать, но суть интегрирования он не поймет, и развить идею интегрирования не сможет.
Единственный выход - полностью повторить чужой творческий путь, но разве это интересно?
Тему плагиата я затрагивать не хочу - это обман себя, обман почитателей твоего творчества и вообще занятие, недостоиное настоящего человека.

Миф четвертый: я гениален.
Так считают 95% людей, которые в жизни хотя бы что-то сделали сами. К сожалению, простая статистика доказывает, что гениев из них менее 0,1%, а значит остальные 94,9% - пиздоболы.
Обычно, если ты отталкиваешься от собственной гениальности - начинаются болезни невосприятия критики ("да ты что, это же гениально, ты ничего не понимаешь"), отсутствия роста ("я и так пишу гениальные вещи, зачем мне что-то?"), сильно возрастает ЧСВ и начинается опухание гондураса. Ты начинаешь грезить, что твое творчество оценят сначала в коллективе, потом в городе, а потом и во всем мире - и до чего же становится обидно, когда долгожданная слава не приходит.
При создании чего-то всегда отталкиваться надо от собственной заурядности. Пусть твою гениальность оценивают другие, твоя задача - взглянуть на собственное творчество максимально непредвзято. Это очень тяжело, это все равно, что понять, что твой ребенок - вовсе не умник и отличник, а прогульщик, хулиган и имеет уже 3 привода в милицию. Все мы любим собственное творчество, но для того, чтобы оценить его объективно - нужно воспринимать его как чужое, и линчевать не щадя живота своего.

Миф пятый: окружающие жаждут моего творчества.
Жаждут твоего творчества только твои друзья, и то лишь те, которых ты еще в конец не заебал. На самом деле, большинству совершенно похуй, когда ты родишь свой очередной шедевр.
Хорошо, пусть не жаждут, пусть им хотя бы интересно. И вот, воодушевленный таким раскладом, творец рассылает по аське всем знакоым новый образец своего высера.
Никто никогда не думал, зачем он это делает? А все достаточно просто - он ждет, пока его похвалят. Так работает комплекс неполноценности, жаждя похвалы за собственные действия. Творческий процесс прежде всего идет для самоудовлетворения творца (да, творчество - это такая моральная мастурбация, поэтому Фрейд и считал, что творческий процесс - это сублимация сексуального), а уже результатом может кто-то заинтересоваться. А может и не заинтересоваться, это уже как повезет.
Здесь следует провести простой тест - сделать что-то, что тебе самому офигенно понравится, и уничтожить это. Никому не показывать. Если ты сможешь это сделать - значит, ты постиг дзен-буддизм творчества, если же не удержишься, и начнешь рассылать друзьям, жаждя хвалебных откликов - это диагноз, батенька.
Так что помни, что на самом деле не "окружающие жаждут твоего творчества", а "ты жаждешь услышать положительных оценок в свою сторону", а творчество - лишь инструмент. Такой же, как размер зарплаты, марка автомобиля и размер бюста жены, когда они служат единственной цели - выделению среди своего окружения. Тогда ты, уважаемый, не творец, а говно.

Подведу краткий итог, выделю пять пунктов творческого дзен-буддизма для тех, кому лень читать многобукв.
1. Будь открыт для критики, любая критика помогает увидеть еще хотя бы один недостаток.
2. Смотри на собственное творчество максимально непредвзято, чрезмерная любовь к своему творчеству убивает его.
3. Не заимствуй чужого сверх меры, расти в себе собственные идеи, пусть даже они пока робкие и бесформенные.
4. Не считай себя лучше других, эта мысль тормозит твой творческий рост.
5. Не ищи похвалы от других и не хвали себя сам в мыслях. Похвала - это только слова, она не делает твое творчество лучше.
Tags: Творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments